Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Опубликовано

Рождение VISICALC
Рождение VISICALC

В первый раз реклама продукта под названием VisiCalc появилась в журнале BYTE в сентябре 1979 года. В том рекламном объявлении сравнивались время и усилия, необходимые для составления и расчета плана с помощью калькулятора, карандаша и бумаги с выполнением этих операций на компьютере. Сегодня мы принимаем программы расчета электронных таблиц за должное. Но двадцать лет назад не существовало простого способа манипулировать цифрами на экране компьютера. В 1979 году все изменилось благодаря двум выпускникам Массачусетского технологического института. Дэн Бриклин и Боб Фрэнкстон создали VisiCalc, первую электронную таблицу. Журнал BYTE (декабрь 1989 г.) опубликовал интервью редактора Дженет Бэррон с Бриклином и Фрэнкстоном. Ниже приводятся выдержки из этого интервью, напечатанные в 7 номере журнала "КомпьютерПресс" за 1990 год.

ВОПРОС: Чем вы занимались до того, как начать работать над VislCalc?

БРИКЛИН: Мы познакомились, когда я учился на предпоследнем, а Боб - на последнем курсе в Массачусетском технологическом институте. Мы оба тогда работали над проектом Multics. Одно из ответвлений этой операционной системы позднее превратилось в Unix. Боб написал для компьютера под названием MicroMind свою версию Бейсика, а я работал над рядом вещей, в частности, над интерпретатором APL и интерактивными калькуляторами. После окончания института я три года работал в компании Digital над проблемами, связанными с текстовыми процессорами. Я разрабатывал и писал программное обеспечение, часть которого позднее стала программой DecMate для небольшой машины PDP 8.

ВОПРОС: Что руководило вами при создании VisiCalc?

БРИКЛИН: После нескольких лет работы в небольшой компании, производившей электронные кассовые аппараты, в которых использовались микропроцессоры, я поступил в Гарвардскую школу бизнеса. У меня был калькулятор, по вечерам я занимался дома вычислениями и когда я делал ошибки, то мечтал о создании "текстового процессора" для чисел, с тем, чтобы их можно было пересчитывать с новым допущением - скажем, 12 процентов вместо 10. Я понимал, что все это можно сделать с помощью видеоэкрана и мыши на персональном компьютере. В те дни персональных компьютеров было не так уж и много, но я знал, что это можно сделать. Я решил, что после окончания школы я разработаю эту электронную таблицу и попытаюсь продать ее.

ВОПРОС: И как вы воплотили в жизнь эту идею?

БРИКЛИН: Я рассказал о ней Бобу. Хотя многие из моих преподавателей в Гарвардской школе бизнеса хорошо отзывались об этой идее, мой преподаватель финансовых проблем был очень скептичен. Тем не менее мы решили взяться за осуществление проекта. Мы сняли офис и работали по ночам на машине, на которой днем разрабатывался язык Ада. Боб писал всю ночь и ложился спать только утром. Я еще ходил в школу, и после возвращения занимался отладкой, проверками и другими вопросами. Затем мы купили свой собственный компьютер.

ФРЭНКСТОН: Нам пришлось написать собственный ассемблер и все собственные инструментальные средства. Это существенно замедлило работу.

БРИКЛИН: Позднее, когда мы начали обдумывать маркетинг продукта, мы поговорили с Дэном Филстра, первым редактором BYTE по новым продуктам, который посещал Гарвардскую школу бизнеса одновременно со мной. Он связался с фирмой Personal Software, которая в то время была ведущим продавцом и распространителем программного обеспечения для персональных компьютеров. Я написал прототип на Бейсике и проверил его на компьютере Apple II. У него не было мыши, но были специальные клавиши, с помощью которых можно было перемещать курсор от колонки к колонке. Чтобы изменить направление с горизонтального на вертикальное, нужно было нажать "горячую" клавишу. На Бейсике это работало не очень хорошо, поэтому я все поменял, чтобы пользоваться клавишами управления курсором, а клавиша пробела переключала вертикальное и горизонтальное направления.

ВОПРОС: Откуда появилась сама концепция электронной таблицы?

ФРЭНКСТОН: Концепция существовала сотни лет. Компании отводили по две-три комнаты для хранения целых кип бумаги с записями строчек и колонок цифр, отражавших их производство и планы.

БРИКЛИН:
Мне пришла идея использовать фиксированные строки и колонки. Их нужно было как-то обозначить. Самым лучшим способом было пометить их буквами для колонок и цифрами - для строк. Мы хотели иметь как минимум 54 колонки - название, сумма, и по колонке на каждую неделю - и столько строк, сколько могло уместиться в памяти.

ВОПРОС:
А откуда появилось название VsiCalc?

ФРЭНКСТОН:
В нашей первой рекламе, в BYTE не было слова "таблица". Когда пришла пора дать продукту рыночное название, мы специально избегали употребления этого слова.

ВОПРОС: Почему? Вы опасались напугать людей?

ФРЭНКСТОН: Ну да, мы называли это по-разному - электронный гроссбух, электронная доска, видимый калькулятор (по-английски - visible calculatior) - и в конце концов мы и остановились на названии VisiCalc.

ВОПРОС: Как много времени заняло написать, разработать и подготовить для рынка VisiCalc?

БРИКЛИН:
Боб и я обговорили с Филстра условия контракта (как авторы и издатель) и основали компанию Software Arts для изготовления продукта. Боб занимался написанием, я готовил спецификации и документацию. Незадолго до этого я окончил Гарвардскую школу бизнеса и начал работать управляющим в Software Arts. Итак, идея появилась весной 1978 года; летом мы приняли решение создать на ее основе продукт; его прототип появился осенью, соглашение о производстве было также подписано осенью; а решение создать компанию было принято зимой. Мы подали необходимые для создания компании документы 2 января 1979 года. Поэтому 2 января и считается днем рождения VisiCalc.

ВОПРОС: Почему вы писали программу в машинных кодах?

ФРЭНКСТОН: В принципе, я писал ее на языке самого высокого уровня, из тех, что были доступны. А на Apple II, учитывая ограниченный объем памяти (16 Кбайт) и нехватку инструментальных средств, не было другой альтернативы (32 Кбайта включали операционную систему, файловую систему, экранную память и все прочее). Нам было нужно, чтобы программа была небольшой по размеру и очень быстрой. Я не стал писать программу на языке ассамблера, поскольку у нас были макрокоманды.

ВОПРОС:
Каким образом вы решали, какие характеристики оставить, а какие исключить?

ФРЭНКСТОН: Мы исключили почти все краткие подсказки и сообщения об ошибках. Предполагалось, что программа должна иметь интерактивные подсказки, зависящие от контекста, а также быструю графику (мы хотели, чтобы пользователь мог разделить экран и одновременно видеть графику и текст), но не хватило места. Мы разбили экран на два текстовых окна и ввели заголовки. Мы стремились к максимальному упрощению. В нашем понимании, простота работы была важнее, чем легкость обучения.

БРИКЛИН: У нас были конкуренты - люди, делающие вычисления карандашом на листе бумаги. VisiCalc должен был быть таким же простым, как и вычисления вручную. Мы делали не просто программу - нам нужно было также создать собственный справочник и руководство.

ФРЭНКСТОН:
Есть объяснение того, почему мы делали все сами. Мы стремились применять механизм многократного использования различных действий. Например, мы хранили электронную таблицу на жестком диске в виде последовательности нажатия клавиш, так что для ее восстановления на экране можно было использовать специальную программу чтения с клавиатуры. Оставалось лишь выровнять в колонках числа с отрицательными значениями, так чтобы они соответствовали формату представления на экране положительных чисел.

БРИКЛИН:
Это верно. Например, у нас не было запятых, поскольку произошла ошибка, но времени исправлять ее уже не было, поскольку нужно было выпускать продукт на рынок. С другой стороны, мы надеялись ввести в программу синусы и косинусы. Но из-за ограниченного объема памяти мы решили отказаться от этих характеристик. К несчастью, мы сказали об этом Карлу Хелмерсу (основатель журнала BYTE), а он использовал этот момент в опубликованном на страницах журнала описании продукта. Так что нам пришлось все-таки вставить синусы и косинусы. Это стоило нам определенного объема памяти. Другим моментом, который мы использовали, и о котором до тех пор никто не слышал, было применение звука. У нас было два различных звука - один для обозначения ошибок и другой - для обозначения ограничений. Когда вы двигали курсор туда, куда он не мог идти, компьютер издавал звук, похожий на "тук-тук-тук".

ФРЭНКСТОН:
Этот звук напоминал удар о стенку, поскольку стены не делают из металла, а в случае ошибки звучал звонок.

БРИКЛИН: Как раз когда мы уже собирались выпускать продукт на рынок, ребята из Apple сказали, что у них есть новая плата, которая может дать нам еще 16 Кбайт памяти. Мы быстро сделали изменения и заняли еще 10 Кбайт из этого объема. VisiCalc вышел на рынок 17 октября 1979 года и стоил 99 долларов, а люди платили сотни долларов за плату только из-за лишних 10 Кбайт памяти.

ВОПРОС: Какова была реакция публики на эту новинку? Пришлось ли заняться обучением людей?

ФРЭНКСТОН: Никто даже не знал, что такое VisiCalc.

БРИКЛИН: Сперва это была даже не публика, сперва нам пришлось заняться обучением поставщиков продуктов. Фирма Personal Software выпустила демонстрационную версию, которую можно было увидеть в витринах специализированных магазинов. Если бы вы показали ее в те дни какому-нибудь программисту, он бы сказал: "Ну что ж, это здорово, но что в этом особенного. Понятно, что компьютеры могут делать и это". Но если бы вы показали VisiCalc человеку, занимавшемуся настоящими финансовыми расчетами, он стал бы трястись от волнения и говорить: "Да я потратил на то же самое целую неделю".

ВОПРОС: Правда ли, что люди покупали компьютеры только для того, чтобы пользоваться пакетом VisiCalc?

БРИКЛИН: По крайней мере, нам так говорили. Правда лишь немногие оптовые поставщики были в курсе того, что они делают, и были способны воодушевить непосредственно продавцов магазинов. Один парень в штате Массачусетс из-за VisiCalc стал самым преуспевающим поставщиком фирмы Apple в стране, а два его продавца стали потом основателями фирмы Lotus. В первые несколько месяцев мы продавали не более 1000 копий ежемесячно, поскольку потребовалось время для того, чтобы конечные пользователи, то есть финансисты, по достоинству смогли оценить преимущества нового продукта. (Прим.ред.: к маю 1985 года было продано более 800 тысяч копий VisiCalc). В конце концов пакет начал продаваться, и мы вы пустили версии для других машин - Radio Shack, Atari, Commodore, а позднее для Sony и IBM. Компания Hewlett-Packard купила лицензию на продукт и выпустила собственную версию. На выпуск всех версий ушло около года. Фирма Tandy узаконила название "электронная таблица" (spreadsheet).

ВОПРОС: А как развивался пакет дальше? И когда, как и почему появился формат обмена данных (DIF)?

БРИКЛИН: Мы поняли, что должны быть способны вводить и выводить данные - открыть этот продукт. В языке DigiBASIC были ограничения, а нам хотелось сделать VislCalc легким для чтения и написания, чтобы ни у кого не было оправданий, что он не поддерживается. Поэтому в феврале 1980 года Боб придумал формат обмена данных. Это не была первая версия VislCalc. Мы написали статью для BYTE, в которой объясняли, что такое формат обмена данных. Кстати, существует четыре-пять основных версий пакета.

ВОПРОС: Но почему именно вы? Почему именно в это конкретное время? Почему электронная таблица?

ФРЭНКСТОН:
Спросите себя, почему существует так много текстовых редакторов и так мало электронных таблиц? Потому что для обработки текста существует гораздо больше корней, а электронная таблица предъявляет более высокие требования к оборудованию. Идея использования финансового прогнозирования путем слияния электронной таблицы и текстового редактора коммерчески так и не была осуществлена. Многие люди в разное время занимались различными частями того, что позднее стало электронной таблицей, и в лабораториях было сделано много разработок. Однако идея собрать все вместе в машине, которую можно принести домой и работать на ней самому не была осуществлена.

БРИКЛИН:
Когда программисты, которые действительно знали, что происходит, видели программу Боба, они говорили: "Это невероятно". Эта программа действительно продвинула компьютер вперед. Lotus 1-2-3 функционировал на 256-килобайтной машине, VisiCalc было нужно всего 24 Кбайта памяти или 32 Кбайта при работе на компьютере с жестким диском. Каждая из них в своей области действительно означала продвижение вперед и была очень конкурентоспособна.

ВОПРОС: А каковы сегодняшние проблемы, и что изменит вычислительный процесс в будущем?

БРИКЛИН:
Меня волнуют новые устройства ввода-вывода - новые физические конфигурации.

ФРЭНКСТОН: Компьютеры сегодня - неотъемлемая часть нашей жизни, и в этом огромное достижение. Но все же мы находимся в каменном веке. Получив все от этих устройств - копировальные машины, устройства факсимильной связи, люди должны их интегрировать в единую систему. А именно этого пока и не произошло. Ваш компьютер - это только база данных, текстовый процессор, факсаппарат, телефонный секретарь...

ВОПРОС: А он должен стать единым центром управления?

БРИКЛИН: Я думаю о вещах типа дисплея размером 3 на 5 футов. Несколько людей могут одновременно наблюдать за экраном и общаться. Некоторую информацию лучше всего представлять именно на большом пространстве. Почему вся поверхность моего рабочего стола не может быть экраном? Появится новый звук. Вот сделанная целиком на компьютере Mac электронная таблица. (С этими словами Бриклин включил синтезатор, который "сыграл" производимые вычисления). А почему бы и не синтез звука и голоса? Почему у нас нет мультипликации? Можно сделать электронную таблицу, которая будет показывать, что происходит с доходами: когда они будут понижаться, вы увидите катящийся с холма мячик.

ФРЭНКСТОН: Но все эти продукты должны быть коммерчески выгодными. Сегодня мы лишь учимся использовать компьютер для различных целей. Мы возвращаемся к временам, когда на компьютерах работали в режиме разделения времени, но уже не в таком скупом режиме. И, к счастью, эти уроки не проходят даром.

Категория: Опубликовано | Добавил: Webcrawler (29.08.2010)
Просмотров: 4418
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]